Дополнительные файлы cookie

Разрешая использование файлов cookie, Вы также признаете, что в подобном контенте могут использоваться свои файлы cookie.TrendZ не контролирует и не несет ответственность за файлы cookie сторонних разработчиков. Дополнительную информацию Вы можете найти на сайте разработчика. Для того чтобы разрешить или запретить установку файлов cookie данным сайтом, используйте кнопку ниже.

Я согласенНет, спасибо
Logo
{aantal_resultaten} Resultaten
Религия

Интервью о правильных протестантах, их отличиях от православных и католиков, о Мартине Лютере и папе Римском

Страны
14.07.2020

Последователей этого религиозного течения в мире и того больше - 800 миллионов человек. И даже в традиционно православной России протестанты не редкость.

Кто они? Во что верят? Если протестуют, то против чего? И самое главное - кого же можно считать протестантом, а кого сектантом?

Мы решили попробовать разобраться в этом вопросе и встретились с настоятелем храма Святой Марии.  Михаил Иванов -  человек открытых взглядов и не лишенный чувства юмора, что само по себе, согласитесь, явление довольно редкое для любой церкви.

- Пастор, расскажите, как Вы стали лютеранином?

- Случайно. Благодаря старшему брату. Он служил тогда в православной церкви чтецом, а я туда никак «не встраивался». И он привел меня в лютеранский храм со словами: «Здесь хотя бы сидят». Там оставил. Это был храм Архангела Михаила на Васильевском острове.

- Вот он Вас привел и…?

- Привел и сказал: «Сиди». И всё. А дальше там меня уже «подхватили». Пастор Сергей Прейман, который там служил.

- Какое время Вы не понимали, что это лютеранство, протестантизм?

- Что это протестантизм, я понимал сразу. Но это был такой своеобразный протестантизм – в этом храме, например, православный архиепископ Михаил Мудьюгин проповедовал на воскресных мессах.

- А этот архиепископ сначала был православным, а потом стал лютеранином?

- Наоборот. Он сначала был лютеранином, а потом, когда его сослали в Сибирь, в той местности, где он жил, не было лютеранского храма, он стал ходить в православный храм и впоследствии стал даже архиепископом Русской православной церкви (РПЦ).

- А лютеране такие же христиане?

- Вы не поверите, но – да. Я думаю, что это самый краткий ответ, который можно дать на этот вопрос, и он единственно правильный.

- Чем докажете?

- Хороший вопрос. Наверное, самое веское доказательство, которое мы можем привести, — это то, что если взять наше вероучение, наши учебники догматики и сравнить с тем, что говорит Священное Писание об учении Иисуса Христа, то можно поставить знак тождества, на мой взгляд. Поэтому я и лютеранин. Наша догматика, наше вероучение максимально полно, максимально верно раскрывает содержание Священного Писания. И на основании этого мы способны сказать – мы несем то самое учение, ту самую истину, которую проповедовал Господь и апостолы на страницах Библии. И вот по этой причине мы с полным правом называем себя христианами, то есть следующими учению Христа.

- Во что верят лютеране?

- Классический ответ – мы исповедуем всё то, что провозглашается в символах веры: апостольском, никейском, афанасьевском. Мы исповедуем учение о Троице, о божественной и человеческой природах Христа, о спасении по вере, по благодати. То есть всё то, что составляет фундамент в любой конфессии христианской, догматический фундамент – это, в том числе, наше вероучение. Нельзя сказать, что мы верим или не верим во что-то основополагающее, что было бы не характерно для других исторических христианских конфессий. В данном отношении мы едины со всеми христианами.

- Кто глава Лютеранской церкви?

- Иисус Христос, конечно же, как и любой другой христианской церкви. Если же говорить о земном руководстве, то ЕЛЦИ возглавляется епископом.

- Пастор, во время богослужения в вашем храме я заметила женщин в брюках, джинсах, с непокрытыми головами?

- В Библии есть только один запрет, касающийся одежды. Женщина не должна одеваться как мужчина, а мужчина не должен одеваться как женщина. («На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие». (Второзаконие 22:5)). То есть, если женщина придёт в хорошем женском брючном костюме – прекрасно.

Сейчас в некоторых конфессиях женщинам не разрешают приходить в храм в брюках, а ведь во времена Христа женщины ходили именно в штанах, а мужчины ходили в тогах, которые внешне очень похожи на платья. Поэтому вопрос женской и мужской одежды - это не вопрос установленных форм, а вопрос традиций. Если бы мы были, например, в Шотландии и шотландский мужчина пришёл бы в храм в юбке-килте, всё бы было нормально, потому что в Шотландии мужчины ходят в килте, это мужская одежда, если он придёт не в килте, на него посмотрят как «не на мужика».

- У апостола Павла есть что-то про запрет на непокрытые женские головы.

- Если Вы имеете в виду Первое послание к Коринфянам, то да. Но это ровно то же самое, как сегодня мы бы сказали, что если женщина замужем, то пусть ходит с обручальным кольцом. Во времена апостола Павла в Коринфе покрытая голова женщины была символом замужества. Символом того, что она несвободная. Более того, с непокрытой головой ходили в то время в этом городе женщины лёгкого поведения. Коринф – это портовый город. Там свои нравы. Соответственно, если женщина замужем, то необходимо показать всему миру, что она замужем, для того, чтобы не становиться искушением для мужчин. Потому что мужчина, который видит женщину без платка в Коринфе, это мужчина, который смотрит на неё, как на потенциальную жену. Начнет с ней флиртовать, это может стать для неё искушением, для него может стать искушением, для её мужа это может стать искушением и всем будет горе. Поэтому носи, женщина, знак власти, как говорит апостол Павел. Какой это знак сейчас? Это – обручальное кольцо.

- Значит, не нужно скрывать свой семейный статус перед обществом, не перед Богом?

Да, Бог и так всё знает. Это всё ради ближнего делается. К тому же, в Коринфе распущенные волосы были символом женщин лёгкого поведения, поэтому ходить женщине с распущенным волосами считалось эпатажем, вызовом и разжигало в мужчинах страсть. Это был знак её доступности. Соответственно, если мы переводим эту традицию на современный русский язык: одевайся так, чтобы не разжигать страсть в другом человеке. Как ты оденешься, чтобы не разжигать эту страсть, дело твоего вкуса, финансов, возможностей, желания. Если ты наденешь женский брючный костюм – прекрасно, если ты наденешь юбку – замечательно, но и брючный костюм, и юбка должны быть такими, чтобы, глядя на тебя, человек не совершал грех прелюбодеяния через взгляд. По крайней мере, чтобы сознательно тобой не подавался повод.

- Правильно ли сказать, что внешний вид прихожанина имеет значение для общества, а не для Бога?

- Поймите, Бог меня видит, когда я моюсь в душе.

- Он видел меня ещё в утробе, он будет видеть меня всю жизнь в чём бы я ни был одет, так? Это касается и мужчин, и женщин?

- Да.

- Как говорится, наличие или отсутствие платка на спасение души не влияет?

- Не влияет абсолютно. Как и на возможность или невозможность войти в храм тоже не влияет.

- На лютеранских службах можно присутствовать представителям других конфессий?

- Конечно! На любых службах можно присутствовать всем.

- Всем крещённым во имя Отца, Сына и Святого Духа?

- Нет. На службах можно присутствовать вообще всем. Это к причастию подойти могут только крещённые и верящие, что принимают истинное Тело и Кровь Христа. Известно, что лютеран так стали называть по фамилии лидера Реформации, которая началась в Германии, доктора богословия Мартина Лютера. Он прославился прежде всего тем, что, будучи католическим священником, категорически не разделял положение дел в церкви. В первую очередь, Лютер был не согласен с тем, что служители церкви продавали спасение души за деньги – речь об индульгенциях. Кроме того, он отвергал непогрешимость папы Римского и утверждал, что единственный авторитет церкви – Священное Писание. Лютер сформулировал 95 тезисов, показывающих ошибочность церковного учения того времени, и прибил их к дверям Замковой церкви в городе Виттенберге. Это положило начало собственно Реформации – движению за возвращение церкви к изначальному учению, заповеданному Иисусом.

- Почему лютеран называют протестантами? Они протестанты?

- Да, потому что ими в Шпайере (город в Германии) 19 апреля 1529 года, веке был подписан протестный документ.

- Кто и против чего протестовал?

Протестовали представители 14-ти свободных городов и шесть князей Священной Римской империи (Германия тогда входила в ее состав). Они были против указа, по которому Мартин Лютер объявлялся еретиком и преступником, а его труды запрещалось издавать и распространять.

- Получается, что лютеране – это первые протестанты?

- По справедливости сказать – единственные, кто может так называться, потому что этот протестный документ подписали только сторонники Мартина Лютера. К слову, сейчас в мире насчитывается свыше 20-ти тысяч деноминаций (попросту говоря – церквей), называющих себя протестантскими. Их общины распространены по всему земному шару. Они есть в Африке, Европе, Азии, Австралии, в Северной Америке, где едва ли не самое большое число протестантов в мире.

- Насколько существенны отличия лютеран от православных и католиков? Можно ли говорить, что это разные веры?

- Ни в коем случае говорить о том, что это разные веры, нельзя, потому что вера одна – христианская. Если сравнить христианство с деревом, то есть ветвь православия, есть ветвь католичества, есть ветвь под названием лютеранская церковь. И надо сказать, что православная ветвь не самая толстая. Если сравнивать протестантизм в целом, католичество в целом и православие в целом, то вот из этих трёх конфессий православная ветвь будет самая тоненькая в мире. Хотя в России большинство православных, конечно.

Если же говорить о вероучительных различиях, то они минимальны. Чтобы ответить кратко, приведу пример: в XIX веке по решению Святейшего Синода Русской православной церкви были установлены учебники догматики, по которым должно было преподаваться богословие в высших духовных православных школах: в семинариях и академиях. И в решении Синода были записаны имена авторов этих учебников. Так вот, все авторы этих учебников – лютеране.

- Подождите.  Русских православных священников учили по лютеранским богословским книгам?

- Да. В силу того, что лютеранские учебники догматики были самыми подробными, самыми разработанными, самыми обстоятельными, то вот таким образом сложилось, что к использованию были рекомендованы учебники по догматике, написанные лютеранами. Это очень яркий показатель.

И ещё один исторический пример, который показывает, что в основных моментах вероучение основных христианских конфессий тождественно, идентично; то, что лучших выпускников Петербургской духовной академии, Московской Духовной академии, в XIX и в начале XX веков награждали подарочным томом Иоганна Арндта «Об истинном христианстве». (Арндт – лютеранский епископ XVII века и один из самых почитаемых христианских богословов).

Вот еще один пример: когда я читал лекции в Сретенской семинарии в Москве (православная Духовная семинария) студентам о лютеранском богословии, мы привезли туда целую коробку лютеранской литературы и среди прочего был двухтомник лютеранского богослова XVI века Мартина Хемница «Ключевые вопросы богословия». И вот на одной из лекций преподаватель, протоиерей Олег Стеняев, обращаясь к слушателям – магистрантам, поднял над головой двухтомник Хемница и сказал: «Дорогие друзья, читайте, ибо по этим книгам учились наши отцы!». Поэтому, когда мне говорят о том, что православные и лютеране верят по-разному, мне всегда становится и грустно, потому что человек не знает, о чём говорит, и смешно, опять же по той же самой причине.

Лютеране, как и православные, как и католики, исповедуют одно и то же христианское учение – учение о Троице, учение о двух природах Христа – божественной и человеческой, о пути спасения. У лютеран есть таинства, например, Таинство Евхаристии (Причастие), Таинство крещения, Таинство исповеди. Лютеране не «перекрещивают» других христиан.

- В чём же отличия?

- Как правило, отличия не касаются каких-то фундаментальных вопросов. Они касаются вопросов второстепенных. Таких как, например, молитвенное взывание к святым. Это не фундамент веры. Молишься ты святым, не молишься ты им, от этого тебе ни плохо, ни хорошо. У лютеран молитвенного взывания к святым нет в силу того, что такой практики не заповедано и даже намёком не указано на такую практику в Священном Писании. Там этого нет, поэтому лютеране этого и не практикуют.

- Речь идет о распространённой в православии практике молитвам святым, например: «Святый отче Николае, моли Бога о нас»?

- Да. И более того, в православной литургии есть песнопения Богородичные, в которых поется: «Пресвятая дева Мария, спаси нас». Такая формулировка для лютеран в принципе невозможна, потому что спасителем является только Христос. Но Богородицу мы почитаем, причём настолько, что почти все кафедральные соборы в лютеранских церквях освящены в честь Пресвятой девы Марии, как и наш кафедральный храм. Но, даже почитая её, мы никогда не скажем, что она нас спасает, потому что спасает нас Христос – Он умер ради нас и ради нас Он воскрес.

Есть отличия и литургические. Так, в лютеранской церкви литургия (служба с Причастием) служится на понятном языке (в Церкви Ингрии - на финском и на русском); алтарь всегда открыт, потому что прихожане должны видеть евхаристию, как Христос приходит во время таинства к верующим.

- Можно ли говорить, что православных и лютеран роднит то, что они не подчиняются Папе Римскому и не считают его наместником Бога, главным христианином на Земле?

- Да. Так не считают ни лютеране, ни православные. Это их роднит, как и всё богословие их роднит.

- Есть ли у лютеран посты?

- У лютеран есть посты, но они не гастрономические. Мы говорим: пост — это время покаяния, дел милосердия, например, посещения родственников. А посты как истязание, особенно перед причастием, когда человек реально мучается от того, что у него живот сводит от голода, это всё рождается из представления о Боге как о, с одной стороны, таком византийском басилевсе, перед которым можно стоять только согнувшись в поклоне или лежать ничком, а с другой стороны, как о судье, к которому нужно идти с таким измождённым и виноватым выражением лица. И это трагическая ошибка.

- В Писании сказано…

- Да-да, не поститесь перед людьми, чтобы они видели вас постящимися. Наоборот, вы должны быть румяные, здоровые. Когда Бога воспринимают как отстранённого и немножко высокомерного басилевса, когда Бога воспринимают как судью, тем самым создают идола. Бог вообще другой.

- Как же так, Бог ведь судья судей?

- Судья судей, который снял с себя судейскую мантию и пошёл умереть на крест ради нас, ради осуждённых. Вот только в такого Бога-судью можно верить, потому что только такого Бога-судью перед нами являет Священное Писание. Это не тот судья, который вымачивает розги для того, чтобы тебя сейчас хорошенько выпороть. Нет. Это тот судья, который страдает ради того, чтобы ты из статуса осуждённого перешёл в статус оправданного.

- Известно, что одна из основ лютеранского вероисповедания – это теория «пяти только»?

- В XVI веке основные идеи, за которые боролись реформаторы, были сформулированы в виде пяти solo (только – лат.):

1.Solo Scriptura – «Только Писание». Как я уже говорил, догматическим основанием вероучения церкви может быть только Священное Писание (Библия). Все остальное принимается ровно настолько, насколько оно согласуется со Священным Писанием. Лютеране не отвергают Священное Предание, так почитаемое православными, но они говорят о том, что Предание не может противоречить Священному Писанию. Писание – это Norma normans – норма нормирующая. Именно критерий истины в виде библейского текста и был назван первым Solo.

2.Solo Fide – «Только Верой». Это значит, что мы оправдываемся перед Богом только верой. Это как раз Послание к Римлянам апостола Павла, Послание к Галатам, Послание к Ефесянам, это та тема, которая пронзает Новый Завет (одна из двух частей Библии) буквально насквозь, и надо сказать, что пронзает и Ветхий Завет. Вспомним Авраама. Он поверил Богу и это вменилось ему в праведность.

- Ведь он пошёл по воле Бога убивать собственного сына?

- Да. Он абсолютно верил Богу, и именно вера вменилась ему в праведность. То есть не дела и заслуги Авраама, а такое доверчивое упование на Бога становится причиной спасения и получения Авраамом этой самой праведности. Абсолютное упование: доверие Его слову, доверие Его водительству и доверие той искупительной жертве, которую Господь приносит ради нас на голгофском кресте. Это вот Solo Fide.

3. Solo Gratia – «Только Благодатью». Если Solo Fide — это указание на веру как на руку, принимающую спасение, то Solo Gratia указывает на сердце дающего это спасение. Спасение, дающееся исключительно по любви. Не потому, что мы достойны, или потому, что мы хорошо постарались, а потому что вот так случилось, что Господь нас любит и делает всё возможное, чтобы спасти человека. Эта та самая безусловная любовь, которая побудила Бога стать человеком во Христе, умереть ради нас, ради нас воскреснуть и даровать нам спасение. Solo Gratia – это указание на то, что причина моего спасения не во мне, она – в любящем сердце Бога.

4. Solus Christus – «Только Христос». Лютеранское богословие христоцентрично, и это библейская парадигма, потому что именно библейский текст указывает на Христа как на единственный центр притяжения человеческой веры. Даже Господь, когда говорит фарисеям о Библии, говорит: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Евангелие от Иоанна 5:39). То есть вся Библия говорит о Христе, верующий человек спасается Христом. Наша связь с Богом-отцом, когда мы становимся Его детьми, осуществляется благодаря Христу. Куда бы мы ни посмотрели в христианском вероучении, в основании всего будет Христос. Вот эта христоцентричность и была выражена постулатом Solus Christus.

5. Soli Deo Gloria – «Только (одному) Богу Слава». Это тот постулат, который на всех своих партитурах писал композитор Иоганн Себастьян Бах. Это тот вектор, по которому развивается жизнь верующего человека – прожить каждый день так, чтобы Господь мог сказать, что ты хотя бы старался.

- Пастор, а как человеку несведущему отличить правильных протестантов от неправильных?

- Правильные протестанты должны обладать несколькими характеристиками. А – лютеране, Б – консервативные, В – конфессиональные. Если все эти три характеристики на месте, то  протестанты правильные.

- Пастор, а как человеку несведущему отличить правильных протестантов от неправильных?

- Правильные протестанты должны обладать несколькими характеристиками. А – лютеране, Б – консервативные, В – конфессиональные. Если все эти три характеристики на месте, то  протестанты правильные.

– Консервативные – это веруют в триединого Бога, почитают слово Божье, во главе церкви – Иисус Христос, они следуют пяти соло, так? А что такое конфессиональные?

– Всё, что Вы назвали, – это как раз и есть конфессиональные. А консервативные – это характеристика тех лютеран, которые сохраняют верность традиции церковной. В плане нравственности, служения, устройства приходской жизни.

– Пасторы-мужчины, так?

– И чтобы они были женатыми.

– Чтобы у пасторов были жёны женского пола?

– Да.

– А можете ли сказать, кто однозначно не относится к протестантам? Есть же такие?

– Мормоны, Свидетели Иеговы.

–  Протестанты - это только лютеране?

– В строгом смысле слова, как я уже говорил, – только лютеране. В более широком смысле это те, которые возникли в XVI веке на волне реформации – цвинглиане, кальвинисты, позже англикане.

– Есть ли секты, которые узурпируют этот термин?

– Ну например, представители харизматических, пятидесятнических движений, единственники и все антитринитарии (не верящие в учение о Святой Троице).

– Исторически для русского человека лютеране — это, как правило, немцы. Почему Церковь Ингрии в народе зовут финской?

– Финны тоже лютеране, но наша церковь не финская в строгом смысле слова. У нас большой этап финской истории, и когда-то большая часть прихожан этого храма были финнами-ингерманландцами, их и сейчас немало среди наших прихожан. Но на данном этапе своего развития наша церковь не является узконациональной. Мы не подчиняемся финским епископам, у нас свой епископ. Мы открыты для всех национальностей. Нам не важно, кто ты: русский, украинец, узбек, белорус - мы рады каждому человеку.

– На богослужении, в молитвенных прошениях часто звучат иностранные и не только финские имена. Лютеране не перекрещивают людей с присвоением святочных имён?

– Нет, какое имя у тебя в паспорте вписано, с таким и крестим. Почему? Потому что святцы – это открытый список. Вот я крестил человека по имени Хазрат, понятно, что в святцах такого имени нет, но я надеюсь, что Хазрат будет первым святым, чьё имя появится в святцах. Ведь первоначально в святцах не было имён, имена же появились благодаря тому, что кто-то с таким именем прожил жизнь, прославив Христа, поэтому для нас святцы открыты. У нас есть прихожане Цыжун, Баир, Батор, Алдар, Саян – у них бурятские имена. Да, таких имён нет в святцах, но, когда они проживут свою жизнь достойно и по-христиански, их имена могут там появиться.

– Нет ли чего-то языческого в том, чтобы давать имена по святцам? Считается, что в данном случае речь идёт о небесных покровителях.

– Да. В Греции такой покровитель назывался словом «даймон» – демон по-русски. В эллинской культуре у слова даймон не было негативных коннотаций. Это был некий такой невидимый патрон, и люди на него весьма и весьма полагались, поэтому да, есть у названной традиции некие корни, которые уходят в античность, причём в античность языческую.

– Можно говорить, что и имя христианина на спасение не влияет?

– Конечно, не влияет.

Текст: Екатерина Комова

___________

Понравился материал?
Подпишитесь на ежемесячную рассылку, чтобы не пропустить самое актуальное и интересное. Никакого спама. Только свежие и полезные новости из Европы.  

 Как разные государства интегрируют экспатов и  мигрантов. Спойлер: в приоритете всегда беженцы
Эмиграция

Как разные государства интегрируют экспатов и мигрантов. Спойлер: в приоритете всегда беженцы

ЕС поддержал Альпы спецпрограммой стоимостью 139 миллионов евро
Архитектура

ЕС поддержал Альпы спецпрограммой стоимостью 139 миллионов евро