Дополнительные файлы cookie

Разрешая использование файлов cookie, Вы также признаете, что в подобном контенте могут использоваться свои файлы cookie.TrendZ не контролирует и не несет ответственность за файлы cookie сторонних разработчиков. Дополнительную информацию Вы можете найти на сайте разработчика. Для того чтобы разрешить или запретить установку файлов cookie данным сайтом, используйте кнопку ниже.

Я согласенНет, спасибо
Logo
{aantal_resultaten} Resultaten
искусство

"Ван Эйк – это начало всего, что мы называем живописью". Искусствовед Анна Бондаренко о выставке года

17.05.2020

Текст: Анна Бондаренко
Фото: Pinterest 

30-го апреля выставка ‘Van Eyck. An Optical Revolution’ официально завершила свою работу.

Одна из самых ожидаемых выставок 2020 года была закрыта еще раньше в
связи со вспышкой пандемии. Любители искусства замерли в ожидании новостей о
продлении выставки после окончания карантина. Но, к моему огорчению (и еще 140
тысяч уже несчастливых обладателей билетов), 23 апреля 2020 года Музей изящных
искусств Гента официально заявил, что выставка продлена не будет.

 Сказать, что эта новость разочаровала, - не сказать ничего. Не знаю, за кого мне больше обидно: за команду кураторов, чей титанический труд не был оценен в полном объеме? За музей, который теперь должен более трех миллионов евро за неиспользованные билеты? Или за себя, человека, который ждал выставку более года и чей билет был на 14 апреля, а выставка закрылась 13-го… Но, безусловно, самое печальное - подобная выставка вряд ли будет воспроизведена на нашем с вами веку.

Это была не просто выставка, а уникальная возможность путешествия в мир великого Яна Ван Эйка.


Чем же так велик Ян Ван Эйк, спросите вы? Ван Эйк – это начало всего, что мы
называем живописью. Я могу бесконечно воспевать талант этого удивительного
мастера, но у меня нет бесконечности и у вас тоже, поэтому постараюсь дать
максимально короткий и полный ответ.


В 1425 году Ван Эйк стал придворным живописцем Бургундского Двора. На службе у
Филиппа Доброго Ван Эйк много путешествовал с посольствами. Впечатления от этих
путешествий нашли свое отражение в двойном портрете Арнольфини и на панелях
Гентского Алтаря. Голубые горы на горизонте — это Альпы. А еще там пальмы и
кипарисы. Если присмотреться, в вазочке за спиной Арнольфини лежат апельсины. Но
самое удивительное не то, что он нарисовал увиденное в путешествиях.

Гентский алтарь, «Поклонение агнцу», 1432. Собор Св. Бавона, Гент 

Дело в том, что до Ван Эйка никто и никогда не изображал горы, деревья или фрукты
«для фона». Осознанно или нет, он заложил основы того, что сейчас называется
пейзаж. Создавая «допейзажные» пейзажи, Ван Эйк открыл воздушную перспективу — это исчезновение четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. Казалось бы, очевидная вещь, но не для людей XV века.
Обычная перспектива только открыта, а тут господин Ван Эйк еще одну придумал. Используя воздушную перспективу, ему удавалось добиться объема пространства, и отныне картины стали трехмерными.
 «Портрет четы Арнольфини» 1434. Национальная галерея, Лондон
Светский портрет — это также изобретение Ван Эйка. И мольбертная живопись, то есть среднеразмерные картины, написанные на мольберте, - тоже его. До этого вся живопись была религиозной и, как правило, писалась сразу на стенах храма. Ван Эйк же создал портретный жанр и довел его до невероятных по тем временам высот. Люди на его портретах имеют характер и внутренний мир, они проникновенно и
загадочно смотрят на нас из темноты художественного
пространства.
«Портрет человека в красном тюрбане»,1433. Национальная галерея, Лондон

Создавать ощущение присутствия чего-то большего, чем мы можем видеть, — это одна
из отличительных характеристик живописи Ван Эйка. Он признанный мастер
оптической иллюзии. Надписи на его картинах не раз
вводили историков в заблуждение; рамы портретов
настолько сильно похожи на резьбу по камню, что
хочется прикоснуться, убедиться, что это не камень.
Изящные каменные скульптуры оказываются
нарисованными, а зеркала размером с горошину
открывают новый мир, мир вне пространства картины.

О его масляной живописи говорили и ей восхищались по всей Европе. С помощью усовершенствованной формулы масляной краски, которую он сделал менее
липкой и густой, масло становилось более ярким и «притягивало» свет.

Гентский алтарь, «Дева Мария», 1429. Собор Св. Бавона, Гент 

Его картины будто покрыты глазурью, пейзажи полны воздуха, жемчуг и рубины отражают свет и
мерцают, а ткани одежд настолько натуралистично передают текстуру за счет игры
теней, что мы точно можем определить бархат это, органза или шелк.

«Мадонна канцлера Ролена», 1435. Лувр, Париж 

За свою недолгую карьеру Ван Эйк создал порядка тридцати работ. На сегодняшний
день сохранилось около двадцати. Существует ряд картин, которые были закончены
учениками мастерской Ван Эйка после его смерти, а также воссозданные копии
утраченных работ, но это не Ван Эйк… Этим картинам не хватает того уникального,
магнетически загадочного, что есть в картинах Фламандца. Наверное, им просто не
хватает руки мастера.


Большая часть картин находится в крупнейших музеях мира. Команде Музея изящных
искусств Гента удалось собрать четырнадцать работ Ван Эйка из девяти музеев мира и
даже одну из частной коллекции. Так много Ван Эйка еще не было в одном месте с
момента, как картины художника покинули его мастерскую более пятисот лет назад.
Более того, для воссоздания «мира» Ван Эйка были привезены картины мастерской, те
самые копии, оригиналы которых не сохранились, и более 100 картин современников
и последователей, попавших под влияние магии Ван Эйка.

«Гентский алтарь»,1432. Собор Св. Бавона, Гент 

Главной работой выставки, как и творчества Ван Эйка, был Гентский Алтарь
из кафедрального собора Святого Бавона. Это монументальная работа, состоящая из
24-х расписанных панелей, на которых в общей сложности изображено 258
человеческих фигур и один барашек.

Гентский Алтарь чудом уцелел от пожаров иконоклазма, его запрещали цензурой, разбирали на части и снова собирали, его неоднократно воровали.

Для нацистов он был самым желанным произведением искусства, которое должно было стать жемчужиной музея Гитлера; а одна из панелей, украденная в 1934 году, так и не была найдена. Вместо нее - копия, написанная в 1940-х годах.

Недавно Алтарь вернулся в собор Святого Бавона после многолетней
кропотливой реставрации. Эта выставка была первой в истории, когда все восемь
внешних панелей Алтаря одновременно покинули собор. Никогда до выставки ни у
кого не было возможности увидеть Алтарь в окружении других работ мастера. Увидеть
это вживую и вблизи, на расстоянии вытянутой руки – бесценно.

Выставка былапоследним «выходом в свет» Гентского Алтаря.

После выставки Алтарь вернулся в собор на свое историческое место и больше его не покинет.

Если вы уже начали жалеть, что не попали на выставку, попробую вас приободрить.
Команда музея подготовила виртуальную экскурсию по выставке и выложила ее в
открытый доступ. Это, конечно, совсем не то же самое, как смотреть на картины
вживую, но повествование куратора и возможность приблизить и рассмотреть самые
крошечные детали компенсируют отсутствие возможности воочию восхититься
мастерством Фламандца. А еще некоторые картины находятся в музеях Бельгии, и
Алтарь всегда можно посмотреть в Соборе Святого Бавона в Генте, так что есть
отличный повод отправиться в путешествие по Бельгии, когда закончится карантин.

Понравился материал?
Подпишитесь на ежемесячную рассылку, чтобы не пропустить самое актуальное и интересное. Никакого спама. Только свежие и полезные новости из Европы.

Абстракция как философия. Голландский авангард, изменивший мир
Искусство

Абстракция как философия. Голландский авангард, изменивший мир

Кто и против чего протестует? Важное интервью с лютеранским пастором о правильных протестантах, их отличиях от православных и католиках, о Мартине Лютере и папе Римском
Религия

Кто и против чего протестует? Важное интервью с лютеранским пастором о правильных протестантах, их отличиях от православных и католиках, о Мартине Лютере и папе Римском